ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

Развитие тонкой моторики у дошкольников. Подготовка руки к письму.

«Сорока, сорока кашу варила.  На порог скакала гостей созывала…»  Мы все помним с детства эту потешку и с удовольствием вспоминаем, как мама или бабушка водили пальчиком по нашей маленькой ладошке приговаривая «Сорока, сорока..». С давних пор люди заметили: чем лучше развиты пальцы человека, тем больше у него возможностей. Сама жизнь была учителем: людям приходилось выполнять очень много операций.

 

Еще совсем недавно малышу приходилось застёгивать пуговки, шнуровать ботинки. Сейчас одним движением руки застёгивается «молния», «липучка» на сандалиях застёгивается практически сама. Маленьким пальчикам не приходится трудиться, а заодно и мозг отдыхает. Нет необходимости думать, почему пуговка осталась лишняя и снова застёгивать. А сколько нужно запомнить, чтобы завязать шнурок, и какими ловкими и крепкими должны быть пальчики. Наш быт стал проще, легче, но появился и побочный эффект этой лёгкости.

О важности развития мелкой моторики рук у детей уже написано немало. Известные учёные В.М. Бехтерев и И.П. Павлов в своих трудах доказали тесную связь между развитием тонких движений пальцев рук и речевыми центрами головного мозга. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребёнку не только в рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности, но и повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальное и творческое развитие. В подтверждении этого хочется привести высказывания великих людей:

«Ум у ребенка находится на кончиках его пальцев»   (В.А. Сухомлинский)

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Кант).

А согласно последним исследованиям, занимаясь любым «ручным трудом», малыш укрепляет иммунитет.

Всё вышесказанное помогает сделать вывод о том, что хорошо развитая моторика рук — это необходимое условие подготовки ребёнка к школе, а также к дальнейшей жизни.

Чем раньше вы начнёте упражнения, тем быстрее достигнете положительного результата.

Как и любая работа, работа над развитием мелкой моторики рук проходит в несколько этапов.

Для того, чтобы результативность упражнений оказалась наибольшей, сначала научите детей проделывать простые пальцевые движения: изображать бытовые действия (работа ножницами, стирка, шитьё). Затем переходите к воображаемой игре на музыкальных инструментах. Когда ребёнок усвоит однородные движения можно переходить к моделированию предметов, растений, животных.

Если какое-либо движение получается недостаточно точно, не прерывайте его сразу, позвольте выполнить этюд до конца, затем помогите исправить ошибки.

Наряду со специально организованной гимнасткой для пальцев необходимо создать предметную среду для развития моторики. В магазинах игрушек легко найти различные шнуровки, мозаику, сенсорные подушечки. Но это не всегда дёшево, к тому же малыши быстро теряют интерес к новым игрушкам. Можно создать условия для развивающих игр у себя дома - без лишних затрат и всегда по-новому.

К примеру, на кухне - масса возможностей для самостоятельных занятий ребёнка. Можно насыпать на большой поднос крупу и показать, как рисовать на ней. Дать 2-3 тарелочки с крупными макаронами- ребёнок займётся перекладыванием. Пустые бутылочки с крышками – раскручивание и закручивание, нанизывание на верёвочку сушек, баранок. На кухне можно играть с водой: переливание, размешивание. Если ваше чадо уже подросло, не запрещайте ему под присмотром резать овощи. Развивать моторику можно и в ванной во время купания: хлопанье по воде, переливание из одной посуды в другую. Из коробочки можно высыпать мелкие игрушки на дно и предложить их собрать.

Немало интересного находят дети в играх с одеждой. Очень полезны их неумелые попытки расстёгивать и застёгивать пуговицы, кнопки, молнии, липучки.

Хорошо, когда у ребёнка есть любимые книги. Пусть они будут небольшого формата, удобного для маленькой руки. Не запрещайте нелегко перелистывать страницы, пусть тренирует пальчики.

Неоценима роль попыток любого самостоятельного творчества: рисование, лепка, конструирование - так он делает первые шаги в развитии своих способностей. Конечно, все домашние игры требуют дополнительной уборки, но их польза действительно того стоит.

Здорово, если вы своевременно приучили малыша к пальчиковой гимнастике и давали ему допустимую свободу для действий с различными предметами и предметами заместителями.

На пятом году жизни можно предложить детям графические упражнения: рисование карандашом различных линий, штриховок, закрашивание контуров раскрасок. 

Упражнения такого типа,

  1. разовьют зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления
  2. разовьют крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание;
  3. сформируют интерес к выполнению графических упражнений и заданий; 

 

Сначала бумага должна быть нелинованная белая или тонированная (не яркая). Работу на ней можно и нужно совмещать с элементами оригами. Например, предложите сложить квадрат пополам и заштриховать каждый из получившихся прямоугольников различными линиями. Постепенно усложняйте упражнения.

При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. 

Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия:

  • вести линию сверху вниз и слева направо,
  • уметь выполнять линии различной толщины и формы;
  • штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур)

При выполнении упражнений следует обращать внимание на: 

  • правильность посадки за столом;
  • постепенное повышение сложности

Специальные упражнения на развитие графических навыков:
Прямые дорожки
Попросите ребёнка провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

 

 

Фигурные дорожки
Попросите ребёнка  провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. 
Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается. 

 

Рисование по точкам
Предложите соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

 

Рисование по контурам
 Соединив точки, малыш получит получит завершенный рисунок. 

Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

Рисование по клеточкам
На бумаге в клеточку ребенок продолжает узор по заданному образцу. 

Графические диктанты. Ребёнок, следуя заданной инструкции, постепенно изображает какой-либо объект. Они развивают внимание, ориентировку на листе бумаги, пространственное мышление.

Регулярные занятия с ребенком обеспечивают правильное и красивое письмо.

Очень часто случается, что ребёнок «зеркалит» - пишет цифры и буквы в обратную сторону.

Ученые считают, что причина неправильного написания букв и цифр, связана с нарушением зрительно-пространственного восприятия окружающего. Статистика показывает, что левша от природы практически всегда «зеркалит» буквы и цифры во время письма.

Обычно первые признаки зеркального написания появляются у детей в возрасте 5 лет. Если ваш ребенок «зеркалит» буквы и цифры, необходимо разобраться в причинах этого.

Причин зеркального написания может быть множество. 

  • Нарушение зрительного восприятия
  • Нарушение зрительно-моторной координации
  • Недостаточное знание правильного написания букв и цифр 

Первое, что необходимо сделать, это дать возможность ребенку копировать текст с правильно написанного. Так он гораздо проще и быстрее привыкнет к правильному написанию букв и цифр.

Причем очень важны такие факторы, как написание букв в определенном месте страницы. Если ребенок начинает писать, отступив от края страницы, ему будет проще. 

Также очень важно провести подготовительную работу, эта работа поможет развить у малыша правильное ориентирование в пространстве. Как ни странно, но правильность написания букв зависит от четкого понимания ребенком, где лево, где право. Стоит научить ребенка быстро и четко указывать на правую руку, правое ухо, правую ногу, и соответственно на левые части тела.

А также учим ориентироваться и относительно предметов. Находясь в комнате, задавайте ребенку обычные вопросы, например, с какой стороны от него шкаф, или дверь. Таким образом малыш научится ориентироваться в пространстве, что позволит ему не «зеркалить» цифры и буквы в момент их написания.

Поставьте на каждой строчке или клеточке точку, в которой должен быть верх буквы. Объясните ребенку на примере, как он должен вывести букву, чтобы та попала на точку.

Используйте игры с моделированием. Идеально подходят палочки. Предложите ребенку составить буквы из палочек. Кроме того, что это поможет малышу правильно писать, такая игра разовьет моторику, что также положительно скажется  впоследствии.

Чем раньше вы начнете исправлять зеркальное написание, тем будет проще малышу. По ходу занятий комментируйте, помогайте, подсказывайте, оценивайте действия ребёнка для закрепления у него правильных навыков. Следите, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.

Я надеюсь, что мои рекомендации помогут успешнее решать задачи обучения, воспитания и развития ребёнка. Желаю успеха и приятных минут общения с вашим ребёнком.

Для более детального изучения вопроса предлагаю список литературы:

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» (Автор-составитель О.А. Зажигина. «Детство-пресс» 2016г)

«Привет ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет» (Клаус Фопель Москва 2005)

«Развиваем мелкую моторику» (Ткаченко Т.А. «Эксмо» 2013)