Автор: Козлова Дарья Сергеевна
Раньше в первом классе школы был такой предмет, как чистописание. Помимо того,что данный предмет способствовал формированию у ребенка хорошего почерка, он в целом готовил ребенка к письму.

Какой будет у ребенка почерк - красивый или не очень зависит от его врожденных особенностей и способностей, но вот разборчивым почерк должен быть обязательно. Неразборчивый почерк способствует формированию у ребенка дисграфии, он в значительной мере препятствует ребенку анализировать грамматический состав написанного им слова, так как не все фрагменты этого слова одинаково отчетливо просматриваются. Поэтому неразборчивый почерк мешает ребенку осваивать грамоту и вообще учиться. 

Упражнения, которые я Вам предлагаю в этой статье, направлены на подготовку руки ребенка к письму, на развитие у него способности ориентироваться на листе бумаги.

Ориентирование на листе бумаги

Первая трудность, с которой ребенок сталкивается при обучении письму, - это неспособность разместить необходимый материал на листе бумаги. Здесь у него могут возникнуть различные проблемы, например:

 

  • ребенку бывает трудно увидеть лист целиком и в правильном порядке просмотреть представленный на нем материал,
  • он не может соблюдать строку,
  • писать в нужном направлении,
  • он может писать слишком тесно (так что слова и буквы наезжают друг на друга) или наоборот - чересчур размашисто.

 

Для выполнения всех последующих упражнений используйте отдельные листы бумаги в клеточку и не слишком остро заточенный простой карандаш.

  • Положите перед ребенком листок бумаги. Пусть покажет,где у него верх, низ, правую и левую стороны, все его углы (правый верхний, левый верхний, правый и левый нижний).

Пусть ребенок обведет листок по контуру карандашом (нарисует большой прямоугольник).

Затем выделит на листе центр — нарисует в нем пропорциональный первому прямоугольник.

  • Нарисуйте на листе бумаги различные геометрические фигуры, разместив их равномерно по всей поверхности листа. Например: в одном углу — квадрат, в другом — круг, в центре — треугольник и т.п. Ребенку нужно правильно срисовать эти фигуры на свой листок.
  • Сядьте рядом с ребенком и чертите на своем листе: вертикальные, горизонтальные,диагональные линии (рисунок не должен быть мелким). Ребенок на своем листке вслед за вами должен повторять ваш рисунок в том же масштабе.

Рисуйте на листе бумаги вертикальные линии ( достаточно длинные): частые, редкие, средние по частоте. Пусть ребенок копирует ваш рисунок.

То же самое делайте с горизонтальными и диагональными линиями.

  • Нарисуйте ряд вертикальных линий. Пусть ребенок зачеркивает их через одну, затем — через две и через три линии.

Это же упражнение выполняйте с горизонтальными и диагональными линиями.

  • Ребенок должен постепенно, двигаясь сверху вниз и слева направо (имитируя процесс письма), равномерно заполнять лист бумаги простыми не слишком крупными рисунками (например: геометрическими фигурами). Четких изображений от него требовать не нужно, главное, чтобы он размещал рисунки примерно на равном расстоянии друг от друга (не теснил их на листе,но и не раскидывал их по всему полю).

Если предыдущее упражнение у него не будет получаться, пусть сначала равномерно распределит на листе бумаги готовые геометрические фигурки, а затем нарисует их (двигаясь слева направо и сверху вниз).

  • Ребенок должен вести карандашом по строке, соблюдая клеточный ряд (не выходя за его пределы). Ему нужно провести линию от самого начала строки до самого конца (слева направо).
  • Давайте ребенку устные инструкции по поводу того,что нужно изобразить на листе бумаги, ребенок должен рисовать в соответствии с ними. Например: нарисуй в центре большой круг, в верхнем левом углу - маленький круг, ровно посередине между ними - круг среднего размера; теперь в правом верхнем углу нарисуй квадрат средних размеров, в правом нижнем - большой квадрат, а между ними - маленький.
  • Это же упражнение выполняйте иначе. Не обозначайте конкретно то место на листе бумаги, где нужно нарисовать ту или иную фигуру. Например: нарисуй квадрат, неподалеку от него нарисуй круг, рядом с кругом — треугольник, неподалеку от квадрата-овал. Скажите ребенку, чтобы он не лепил рисунки друг к другу, а располагал их равномерно.

Для того чтобы научиться писать, у ребенка должна быть сформирована тонкая моторика (способность к выполнению тонких и точных движений) кисти ведущей руки, а также определенные двигательные навыки.

Развитие подвижности кисти ведущей руки

Во время выполнения этих упражнений давайте ребенку время отдохнуть, так как рука может уставать.

  • Покажите ребенку, как нужно держать карандаш. Пусть кладет его на стол и после этого самостоятельно ( правильно разместив пальцы) снова берет в руку.
  • Пусть ребенок возьмет карандаш и рисует в воздухе вертикальные и горизонтальные линии.
  • Пусть рисует карандашом в воздухе большие геометрические фигуры.
  • Точно так же нужно рисовать в воздухе простые буквы.
  • Пусть ребенок по очереди прикасается большим пальцем к другим пальцам руки, начиная с указательного и в обратном порядке.
  • Пусть прикасается большим пальцем сначала к указательному и безымянному, а затем к среднему и мизинцу, затем- наоборот.
  • Ребенок должен просовывать большой палец руки между указательным и средним пальцами, затем – средним и безымянным, безымянным и мизинцем, затем нужно это делать в обратном порядке.
  • Пусть ребенок возьмет в руку карандаш ( за середину) и как можно быстрее перехватывает его пальцами, вытаскивая средний палец из-под карандаша и помещая его сверху, а затем опять перемещая его обратно.
  • Ребенок должен вращать карандаш, быстро перехватывая его пальцами, после того как он перевернет его, его пальцы должны занять правильное положение.
  • Дайте ребенку незаточенный карандаш- пусть рисуеи им на столе различные линии, геометрические фигуры и буквы.
  • Пусть ребенок возьмет карандаш в руку и , крепко сжав его, рисует в воздухе фигуры и линии, затем пусть расслабит кисть так, чтобы карандаш в ней еле держался, и выполняет тоже задание.
  • Пусть ребенок поставит карандаш ( правильно держав его) на стол вертикально и затем, стараясь не отрывать от стола кончика карандаша, вращает его, перебирая пальцами.

Уважаемые родители, желаем Вам удачи. Если останутся какие-то вопросы мы с радостью на них ответим.