ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

Каждый месяц на занятиях по развитию речи дети 4-х лет знакомятся с новой сказкой и рассказом, заучивают стихотворение. Сегодня я бы хотела подробнее остановиться на заучивании стихов. Некоторые родители считают заучивание ненужным и бесполезным занятием.

Действительно, анализ стихотворения, упражнения на запоминание и выразительное чтение занимают довольно много времени, но именно эта работа позволяет повысить умственную и речевую активность детей, тренировать память и развивать фонематический слух.

 

Сначала на занятии я стараюсь прочитать стихотворение так, чтобы каждый проникся его настроением, сопровождаю чтение показом картин или игрушек, обыгрываю диалоги. Потом проводится беседа, помогающая понять стихотворение в целом и отдельные трудные места. Беседа помогает ребенку осмыслить и запомнить последовательность событий, их взаимосвязь, ускользающую, как правило, от внимания детей. Мы разбираем значение непонятных детям слов и стараемся понять красоту и своеобразие поэтического языка. Потом мы отрабатываем осознанную выразительность чтения, я поясняю ребятам, как нужно читать те или иные строчки. После этого я читаю стихотворение еще раз, с установкой на запоминание, обращаю внимание детей, как прозвучат в моем исполнении те или иные строки.

Дома при заучивании стихов вы можете сначала разрешить ребенку читать стихотворение вместе со взрослым, но не вслух, а шепотом, такое чтение учит его четко произносить слова, не пользуясь голосом, т.е. воспитывает навык, являющийся показателем сформированности звуковой культуры речи. Можно использовать прием договаривания слов, когда взрослый начинает читать сточку, а ребенок договаривает последнее слово. Читая стихотворение наизусть, ребенок нуждается в вашей помощи. Подсказывать в этом случае лучше тихо, так, чтобы слышно было только рассказчику, тогда для слушателей чтение будет относительно плавным. Во время самостоятельного чтения дети часто утрачивают интонационную выразительность. Это закономерно, т.к. ребенок вынужден решать несколько задач: вспомнить, что за чем следует, произносить слова, не искажая и не заменяя их, читать выразительно. И пока он не запомнит текст, выразительность речи будет страдать.

Итак, заучивание стихов

развивает не только речь, но и умственные способности детей,

тренирует память,

развивает фонематический слух,

помогает справиться со страхом публичных выступлений.

Учить или не учить? Решать вам.